РусскийБеларускi

 

Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление по образованию администрации Московского района г.Минска

Государственное учреждение образования 
"Вспомогательная школа-интернат №7 г.Минска"

 

 

 

Наш видеоканал

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

админ сайта

 

© copyright

 


--КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ 

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.)  

Способность педагога превращать специальность, носителем которой он является в средства формирования личности учащегося. Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.  

 Компетентный педагог – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, определённый набор психологических качеств (характер, темперамент, тип нервной системы). Это стремление к новому творческому осмыслению своей работы, способность к развитию творческого потенциала. Компетентный преподаватель интегрирует в себе высокий уровень профессиональных, педагогических, психологических, социальных качеств.  

К профессионально-педагогическим компетенциям относят: 

  • Социально - психологическая компетенция. 
  • Общепедагогическая профессиональная компетенция. 
  • Предметная компетенция. 
  • Управленческая компетенция. 
  • Рефлексивная компетенция. 
  • Информационно – коммуникативная компетенция. 
  • Компетенция в сфере инновационной деятельности. 
  • Креативная компетенция 

Информационная компетентность заключается в умении: 

  • Интерпретировать, систематизировать, критически оценивать, анализировать. 
  • Использовать полученную информацию. 
  • Представлять имеющуюся информацию в её различных формах и на различных носителях. 

Социальная компетентность: 

  • Соотносить свои устремления с интересами других людей. 
  • Привлекать других людей к решению поставленных задач. 
  • Продуктивно взаимодействовать с членами группы. 
  • Анализировать и разрешать противоречия 

Коммуникативная компетентность: 

  • Ставить цели. 
  • Грамотно оформлять документы. 
  • Представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения 

 

Каковы же критерии и показатели профессиональной компетентности учителя? 

 I. Ценностно-смысловой (личностный) критерий. Показатели: 

  • ценностное отношение к профессии; 
  • ценностное отношение к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»; 
  • готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту. 

 II. Гносеологический.  Показатели: 

  • знания теоретических и методологических основ предметной области образования; 
  • знание психолого-педагогических основ современного образования; 
  • знание требований, предъявляемых к современному учителю; 
  • широта и глубина дополнительных знаний. 

 III. Деятельностный критерий.  Показатели: 

  • гностические; 
  • аналитические; 
  • проектировочные; 
  • коммуникативные; 
  • конструктивные; 
  • креативные; 
  • оценочные; 
  • информационные умения. 

Выделенным компетенциям деятельности будут соответствовать следующие компетентности педагога: 

  • компетентность в мотивации учебной деятельности ученика, 
  • компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного курса и учебного материала конкретного урока, 
  • компетентность в целеполагании учебной деятельности, 
  • компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реализации индивидуального подхода в обучении, 
  • компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность), 
  • компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагогических задач, 
  • компетентность в разработке программ деятельности и поведения, 
  • компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою очередь, предполагает: 
  • компетентность в организации условий деятельности, прежде всего информационных, адекватных поставленной учебной задаче, 
  • компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и способов ее решения (способов деятельности), 
  • компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятельности. 

Что должен уметь компетентный педагог? 

  • Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность; 
  • ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха; 
  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; 
  • проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам; 
  • чувствовать проблемность изучаемых ситуаций; 
  • связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся; 
  • закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике; 
  • планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов; 
  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; 
  • в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»; 
  • привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат; 
  • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен; 
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой; 
  • оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств; 
  • видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме. 

Педагог должен понимать, что: 

  • нужно быть готовым к постоянным переменам; 
  • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно; 
  • главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя; 
  • любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам. 

Педагог должен остерегаться: 

  • по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний; 
  • передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам; 
  • придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем; 
  • следовать мелочным правилам и инструкциям. 

  Компетентность учителя - это синтез профессионализма, (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка) творчества, (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

 


                                         

 

220045, Республика Беларусь, г.Минск,  ул. Семашко  д.6
Телефон: +375 17 277-24-96
Электронная почта:  schi7@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство № 1141101373 от 09.06.2011 с изменениями от 11.11.2016 

 

Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, какие были 20 лет назад, улица – требованиям сегодняшним, школа – требованиям, какие будут через 20 лет.(Михаил Гаспаров)