РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования 

"Вспомогательная школа-интернат №7 г.Минска"

 

 

Наш видеоканал

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

админ сайта

 

© copyright

 


Профориентационная работа в школе

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цели

* оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

* выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

«Профессиональная ориентация учащихся»

Формы и методы профессиональной ориентации учащихся

Формы профориентационной работы зависят от количества учащихся. Различают коллективные и индивидуальные формы работы, в свою очередь коллективные подразделяются на групповые и звеньевые.

Под методами профессиональной ориентации учащихся понимают способы совместной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие подготовку школьников к осознанному профессиональному самоопределению.

От применяемых методов в значительной степени зависит эффективность профессиональной ориентации. В свое время А.В. Луначарский отмечал: «От метода преподавания зависит, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть жизни, сольется с психикой ребенка, станет плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия, как на каторгу, и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз, или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой». Это в полной мере относится и к профориентации. Опыт работы ряда учителей-новаторов подтверждает вывод о том, что именно применение определенных методов дает возможность улучшить профориентационную работу.

По структурным компонентам формы и методы профориентации можно разделить на три группы: формы и методы ознакомительной профориентационной работы: формы и методы профессиональной ориентации, активизирующие деятельность учащихся по подготовке к выбору профессии: методы изучения личности школьников в целях профориентации.

К основным формам ознакомительной профориентационной работы, с помощью которых осуществляется профессиональное просвещение и профессиональное воспитание школьников, относятся:

* урок в учебных мастерских с сообщением определенных сведений

* профориентационного характера, а также с демонстрацией практических действий по ходу урока или лабораторно-практические занятия;

* информационный урок по профориентации;

* экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения;

* выставки передового опыта;

* встречи со специалистами и передовиками производства;

* участие в днях открытых дверей профессиональных учебных заведениях;

* тематические, литературно-художественные вечера, устные журналы;

Ведущей формой организации профориентационной работы в процессе трудового обучения служит урок в учебных мастерских. В ходе урока, в зависимости от его содержания, решаются следующие профориентационные

задачи: воспитание ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному выбору профессии; формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; выявления и формирование правильной мотивации выбора направления профессиональной деятельности, положительного и равного отношения к различным видам трудовой деятельности; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости, инициативы и научного мышления; формирование потребности в постоянном самообразовании, самооценке и учете своих реальных возможностей; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с психофизиологическими особенностями личности и учетом потребностей общества.

Выбор методов проведения профориентационной работы для каждого занятия зависит от учебных, воспитательных и профориентационных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей учащихся и уровня их профориентационной готовности.

Рассмотрим наиболее характерные методы и их применение.

Рассказ. Его применяют при изложении сведений о содержании труда представителей различных профессий; о требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим особенностям личности; о достижениях в развитии отдельных отраслей народного хозяйства и др.

Объяснение используют для сообщения, например, школьникам правил выбора профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессии; особенностей трудовой деятельности специалистов различных профессий; последовательности выполнения различных трудовых приемов и операций. Учитель вводит новые понятия и термины (профессия, специальность, предмет труда и т.д.), показывает новые действия, приемы обращения с инструментами, машинами, оборудованием, демонстрирует учебные таблицы, плакаты, диаграммы, схемы,

Рассказ и объяснение должны быть достоверны, а сообщаемые факты соответствовать действительности, отражать современное состояние развития народного хозяйства, содержание труда представителей различных профессий. Излагать материал необходимо в логической последовательности. Например, сообщая сведения о профессиях, целесообразно сначала ознакомить учащихся с характером труда и значением данной профессии в развитии народного хозяйства, а потом уже сосредоточить внимание на требованиях профессии к психофизиологическим особенностям учащихся и путях получения профессии.

И рассказ и объяснение должны быть четкими и доказательными, а изложение – кратким, но эмоциональным.

Профориентационная беседа – наиболее распространенный метод. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Готовить ее надо заранее. В процессе подготовки учащимся выдают задание, например, собрать информацию о данной профессии (из бесед с родителями, знакомыми, используя литературные источники, передачи по радио и телевидению, и др.) Затем эти собранные учащимися сведения учитель использует на уроке.

Самостоятельное изучение школьниками сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению учащимися знаний о мире труда. Отсутствие же самостоятельной работы учащихся ведет к формализму в знаниях. Развитию мышления учащихся и сознательному усвоению знаний способствует использование в беседе проблемных ситуаций и эвристических вопросов.

Так, владея определенными знаниями из области электротехники, школьники в процессе беседы могут сформулировать требования, предъявляемые профессиям электротехнического производства к человеку. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость между получаемыми в школе знаниями успешной работой по профессии в будущем.

Убедительность беседе придают приводимые учителем высказывания известных ученых, изобретателей, прошедших большой жизненный путь, который начинался с учебы в ПТУ, с работы на заводе, фабрике, в ремонтной мастерской. Эффективно использование местного материала – данных об участиирабочих той или иной профессии промышленных предприятий города, района или области в рационализаторской и изобретательной деятельности.

При проведении беседы о конкретной профессии целесообразно использовать технические средства обучения (телевидение, проекционную и звуковоспроизводящую аппаратуру).

Большую роль в работе по профориентации играют профориентационные уроки, которые проводят в 8-9 классах. На них рассматривают теоретические и практические вопросы подготовки к выбору будущей профессии.

Экскурсия – одна из важных форм по ознакомлению учащихся с организацией производства, техникой, технологией и основными профессиями различных предприятий промышленности. Для успешного проведения экскурсии надо четко определить тему, учебную, воспитательную и профориентационную цель, дату проведения.

Используемая литература:

1. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. «Профессиональная ориентация».

2. Иванов Ю.А. «Воспитание творческой личности в школе».

3. Климов Е.А. «Как выбирать профессию».

4. Полякова В.А. «Профессиональная ориентация в процессе трудового обучения».

Создание ситуации успеха - залог повышения качества знаний!

 

Процесс обучения во вспомогательной школе, прежде всего, направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков, но,   безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха.

Ситуацию успеха можно создать следующими способами:

  • Различными речевыми оборотами, подбадривающими словами:

“У вас обязательно получиться..”

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Больше всего мне в твоей работе понравилось…”

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”, и так далее.

  • Помните, что похвала эффективнее порицания и непродуктивной критики.
  • Делайте поощрение осязаемым для ребенка и желательно незамедлительным.
  • Постоянное внимание к ученику - важнейшее условие для сотрудничества с учеником.
  • Поощряйте не только конечный результат, но и промежуточный.
  • Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам болезненно относится к ним.
  • Во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного.
  • На уроке создать спокойную, не нервозную обстановку.

 


                                 

 

220045, Республика Беларусь, г.Минск,  ул. Семашко  д.6
Телефон: +375 17 272 74 96
Электронная почта:  schi7@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство № 1141101373 от 09.06.2011

 

Учение — это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. (Сухомлинский В. А.)