РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования 

"Вспомогательная школа-интернат №7 г.Минска"

 

 

Наш видеоканал

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

админ сайта

 

© copyright

 


 

Профилактика школьного стресса у подростков

 

Известно, что существует период особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональное изменение делает подростков раздражительными и агрессивными. Для подросткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личностные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое «Я», познает собственную уникальность.

 

 

ФАКТОРЫ

 

СТРЕССА 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЗНАКИ

 

СТРЕССА

 

В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагоприятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрессовых состояний. Это может быть например:

  • Негативное отношение со стороны одноклассников;

  • Боязнь неправильно ответить на уроке и получить низкую оценку;

  • Отсутствие взаимопонимания с учителем;

  • Предстоящая контрольная работа.

Из школы ребенок возвращается домой, где его ждут другие проблемы:

  • Семейные конфликты;

  • Недостаток любви, а иногда и родительская жестокость.

Негативное влияние различных стрессовых ситуаций сказывается на успеваемости ученика, его поведении, отношениях со сверстниками и педагогами, т.е. влечет за собой возникновение всех новых стрессовых ситуаций.

Каждый учитель требует от учащихся овладения материалом по своему предмету на достаточно высоком уровне, что, с одной стороны, естественно и принято. Но, с другой стороны, стремление школьника демонстрировать блестящие результаты по всем дисциплинам иногда, к сожалению, не обходится без ущерба для здоровья.

Педагогический коллектив одним из первых замечает учащихся необычные особенности поведения, которые могут являться симптомами стрессового расстройства. Конечно, организуя работу с ребенком, необходимо вовлекать в неё не только педагогов, но и родителей, а также и других его близких. Многие дети растут в так называемых неблагополучных семьях, и классный руководитель или учитель-предметник оказывается для них первым и единственным источником помощи.

Особое значение приобретает способность классного руководителя вовремя предвидеть появление возможной стрессовой ситуации. Эту непростую задачу можно решить, если педагог обеспокоен не только усвоением школьниками нового материала, но и заботиться об их психоэмоциональном состоянии. Классный руководитель, пользующийся доверием и уважение воспитанников, способен помочь им ценным советом или своевременным предостережением.

Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника:

  • Физиологические - расстройства сна, общая утомляемость, психосоматические заболевания;

  • Эмоциональные - раздражительность, тревожность, различные страхи, низкий эмоциональный фон и др.;

  • Поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком-либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям;

  • Познавательные - нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей.

Заметив у подростка один из перечисленных признаков, классный руководитель не может быть полностью уверен в стрессовом воздействии, необходимо более подробное изучение и наблюдение за школьником. Вместе с тем сочетание нескольких симптомов указывает на возможное стрессовое состояние, в котором находится подросток. В этом случае помочь ему можно, объединив усилия семьи, школьного психолога, классного руководителя, социального педагога, учителей-предметников.

 

Среди тем классных бесед, направленных на формирование у подростков стрессоустойчивости, можно предложить темы:

  • Что я знаю о стрессе.

  • Сила воли: как ее воспитать.

  • Как я преодолеваю трудности.

  • Я учусь планировать.

  • Что для меня значит общение.

  • Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье.

  • Как я контролирую свои эмоции.

  • Как правильно реагировать на критику.

  • Что такое конфликт.

См.: спрвочник классного руководителя №9/сентябрь/2007г.

 

 


                                 

 

220045, Республика Беларусь, г.Минск,  ул. Семашко  д.6
Телефон: +375 17 272 74 96
Электронная почта:  schi7@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство № 1141101373 от 09.06.2011

 

Школа это место, где шлифуют булыжники и губят алмазы.(Роберт Ингерсолл)