РусскийБеларускi

 

Государственное учреждение образования 

"Вспомогательная школа-интернат №7 г.Минска"

 

 

Наш видеоканал

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

админ сайта

 

© copyright

 


Агрессивный ребёнок

 

Агрессивность, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

 

Существуют следующие особенности, провоцирующие агрессивное поведение: недостаточное развитие интеллекта, сниженная самооценка, низкий уровень самоконтроля, неразвитость коммуникативных навыков, повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).

 

Исследования и наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Проявление детской агрессивности является одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым родителям и специалистам.

 

Опираясь на практический опыт работы с агрессивными детьми, и анализируя характерологические особенности этих детей, предлагается 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу.

 

1. Консультационная работа с родителями и педагогами направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

 2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

 3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие контроля над деструктивными эмоциями.

 4. Снижение уровня личностной тревожности.

 5. Формирование осознавания собственных эмоций, чувств других людей.

 6. Развитие позитивной самооценки.

 7. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способам, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативных ситуаций в целом.

 

На первых этапах рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. На первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, “маленький агрессор” начинает вести себя более спокойно.

 

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ.

 1. Комкать и рвать бумагу.

 2. Бить подушку или боксерскую грушу.

 3. Топать ногами.

 4. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу.

 5. Втирать пластилин в картонку или бумагу.

 6. Посчитать до десяти.

 7. Самое конструктивное - спортивные игры, бег.

8. Вода хорошо снимает агрессию.

 

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА УПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ГНЕВОМ И СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.

 

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

 

Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние. Примером может служить упражнение “Апельсин”.

 

Упражнение “Апельсин (или лимон)”.

 

Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатывается апельсин, пусть они возьмут его в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.)

 

Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) ручка теплая ..., мягкая ..., отдыхает...”.

 

Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточного одного раза (с левой и правой рукой).

 

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка, чтобы коррекционная работа носила системный, комплексный характер. В целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка.

 

 

Игры для агрессивных детей:

«Бумажный гнев», «А ты… редиска!»

Для агрессивных детей очень полезны игры на освобождение от своей агрессии. Хотя в этом вопросе психологи разделились, и существует другое мнение, основанное на том, что подобные игры могут вызвать еще большую агрессию. Действительно, в первое время ребенок может стать более агрессивным, но когда он научится освобождаться от своего гнева игровым способом, он станет более спокойным и уравновешенным.

В любом случае, только родитель может с уверенностью сказать, какая игра подойдет его ребенку. Так что пробуйте, экспериментируйте и внимательно наблюдайте за реакциями своего ребенка. Вот несколько игр, которые помогут вашему ребенку освободиться от негатиных эмоций.

 

«Бумажный гнев»

Эта игра на снятие агресси на физическом уровне. Для нее нужно подготовить большое количество ненужных газет или другой бумаги и освободить как можно большее пространство. В эту игру лучше играть с кем-то, хорошо, если среди участников будут и агрессивные, и не агрессивные дети. Можно играть и вдвоем с родителем, в этом случае постарайтесь быть искренними, дайте волю своим эмоциям, позвольте и негативным чувствам выйти наружу.

Перед игрой взрослый просит ребенка (детей) вспомнить ситуацию, которая их сильно разозлила. А затем им нужно выразить свой гнев любым способом, используя при этом газеты и бумагу. Можно разорвать газеты на множество мелких кусочков, можно сделать из них шарики и кидать их в стену или вдруг друга (при согласии второй стороны, конечно). В заключение игры необходимо, чтобы дети обязательно убрали следы своей злости – куски бумаги можно собрать в специальную коробку с надписью “Мой гнев”. А затем вместе со взрослым нужно решить, что делать дальше с этой “злостью” – ее можно выкинуть в мусорное ведро, создать из обрывков бумаги коллаж или другое произведение искусства, моно даже сжечь под присмотром старших. Главное, чтобы ребенок почувствовал, что травмирующая ситуация не вызывает у него больше столько негативных эмоций и онхотя бы в какой-то мере освободился от нее.

«А ты… редиска!»

Эта игра поможет ребенку освободиться от вербальной агрессии. Выразив свою обиду и злость словами, ребенку будет гораздо легче о них забыть и переключиться на что-то другое. Эту игру хорошо проводить или в семейном кругу, или в небольшой компании детей. Играя со старшими членами семьи (бабушками-дедушками), нужно очень внимательно следить, чтобы у них не возникало новых обид, пусть, и на сказанные в шутку слова. Эта игра не только поможет ребенку отработать свой гнев, но и укажет на напряженность в отношениях между определенными участниками.

Игроки сидят в кругу. Каждый по очереди обращается к любому участнику со словами “А ты…”, а дальше говорит первое пришедшее в голову название овоща или фрукта. После такой словесной перепалки нужно обязательно ласково обратиться к кому-то из игроков, сказав, например, “А ты… мое солнышко!”, “А ты… мой цветочек” и тому подобное.

 


                                 

 

220045, Республика Беларусь, г.Минск,  ул. Семашко  д.6
Телефон: +375 17 277-24-96
Электронная почта:  schi7@minsk.edu.by

Регистрационное свидетельство № 1141101373 от 09.06.2011

 

Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов)